Научный журнал
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. 2016; 4: 77-85

 

http://dx.doi.org/10.17213/0321-2653-2016-4-77-85

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ПОДОБИЕ ФРИКЦИОННЫХ ПОДСИСТЕМ МОДЕЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

П.В. Харламов

Харламов Павел Викторович – канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: kcharlamov@yandex.ru

 

Аннотация

В отличие от материалов, широко представленных в отечественной и зарубежной научно-технической и справочной литературе, в статье теоретически обосновывается необходимость учитывать при лабораторных и стендовых испытаниях механических систем с узлами трения наличие и взаимосвязь динамических процессов, протекающих во фрикционном контакте и в механической квазилинейной подсистеме; обеспечивать идентичными: параметры макро- и микрошероховатостей контактирующих поверхностей, частоты и формы собственных колебаний, физико-механические свойства трибоконтактов, а также динамические (интегральные) характеристики натурного объекта и его физической модели. В статье представлены методики физико-математического моделирования и трибоспектральной идентификации процессов трения. Рассмотрены особенности указанных методик и пример динамического мониторинга мобильной механической системы на примере фрикционной системы: «путь – подвижной состав».

 

Ключевые слова: фрикционная связь; подвижной состав; тяговое усилие; коэффициент сцепления; колесная пара.

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

1. Шаповалов В.В. Проблемы транспортной триботехники: физико-мате­матическое моделирование мобильных фрикционных систем // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2009. № 10. С. 3 – 11.

2. Шаповалов В.В., Сладковский А., Эркенов А.Ч. Акту-альные задачи современной триботехники и пути их решения // Изв. вузов. Машиностроение. 2015. № 1. С. 64 – 75.

3. Komvopoulos K., Choi D.H. Elastic Finite Element Analysis of Multi-Asperity Contact // ASME Journal of Tribology. 1992, no. 114, 823 – 831.

4. Fletcher D.I., Lewis S. Creep Curve Measurement to Support Wear and Adhesion Modeling, Using a Continuously Variable Creep Twin Disc Machine // Wear. 2013 (298-299), 57 – 65.

5. Амплитудо-фазочастотный анализ критических состояний фрикционных систем: монография / В.В. Шаповалов, А.В. Челохьян, И.В. Колесников, А.Л. Озябкин, П.В. Харламов. М.: ГОУ «Учебно-методичес­кий центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2010.  383 с.

6. Озябкин А.Л., Колесников И.В., Харламов П.В. Динамический мониторинг состояния резьбовых соединений тормозных систем вагонов // Вестн. РГУПС. Ростов н/Д: РГУПС, 2012. № 1. С. 22 – 28.

7. Озябкин А.Л., Колесников И.В., Харламов П.В. Мониторинг триботермодинамики фрикционного контакта мобильной трибосистемы // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2012. № 3. С. 25 – 36.

8. Пат. № 2343450 РФ, МПК G 01 N 3/56. Способ испытаний узлов трения / В.В. Шаповалов, А.Л. Озябкин, П.В. Харламов [и др.]. № 2343450; заявл. 10.01.2009; приоритет 24.04.2008, № 2006121024/28 (022825).

9. Пат. № 2517946 РФ, МПК G 01 N 3/56 (2006.01). Способ динамического мониторинга фрикционных мобильных систем / В.В. Шаповалов, А.Л. Озябкин, П.В. Харламов [и др.]. № 2517946; заявл. 05.04.2012; опубл. 10.06.2014, Бюл. № 16; приоритет 05.04.2012, № 2012113329/28.

10. Шаповалов В.В., Харламов П.В., Горин С.Л. Повышение эффективности системы «колесо – рельс» // «Трибология – машиностроению»: труды десятой юбилейной Всерос. науч.-техн. конф. с участием иностранных специалистов М.: Изд-во «Перо», 2014. С. 145 – 146.