Научный журнал
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. 2019; 3: 28-32

 

http://dx.doi.org/10.17213/0321-2653-2019-3-28-32

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕРМОФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СМАЗОЧНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

В.В. Шаповалов, Г.И. Шульга, Т.Л. Саямова, О.И. Мелешко, В.Б. Мищиненко

Шаповалов Владимир Владимирович – д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки России, зав. кафедрой «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: tmt@rgups.ru

Шульга Геннадий Иванович – д-р техн. наук, профессор кафедра «Автомобили и транспортно-технологические комплексы», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: g.shulga41@mail.ru

Саямова Татьяна Липоридовна – ст. преподаватель, кафедра «Начертательная геометрия и графика», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на- Дону, Россия. E-mail: ngg@rgups.ru

Мелешко Олег Иванович – канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на- Дону, Россия. E-mail: tmt@rgups.ru

Мищиненко Василий Борисович – аспирант, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: tmt@rgups.ru

 

 

Аннотация

Для ОАО «РЖД» актуальным вопросом является совершенствование систем и технологий нанесения в рабочую зону контакта гребней колёс железнодорожного подвижного состава с боковой поверхностью головки рельса смазочных пластичных и термопластичных материалов, а также разработка современных высокоэффективных смазочных материалов, обеспечивающих увеличение ресурса колесных пар и рельсов.

С целью повышения ресурса разового нанесения смазочного материала на гребень колеса, экономии энергоресурсов, улучшения условий труда и экологии производства представлена технология «холодного» термоформирования структуры смазочного антифрикционного материала.

Представлена схема установки с пневмошнековой подачей смазочного материала при заполнении оболочки смазочного стержня при «холодном» термоформировании.

Для развития технологий ротапринтно-контактной лубрикации представляет научный и практический интерес системный подход к анализу трибосопряжения колесо-рельс с целью разработки экологически безопасных гребнесмазывателей стержневого типа, содержащих фрактальные структуры, обеспечивающие точную дозировку нужного количества и качества твердых смазочных материалов в контакте гребня колеса с рельсом.

 

Ключевые слова: лубрикация; плакирование; трение; колесо; рельс; триботермодинамика; смазочный материал; технология изготовления; стержень.

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

  1. Устранение триботермоповреждений колес подвижного состава / В.В. Шаповалов, А.Л. Озябкин, Э.Э., Фейзов, О.И. Мелешко, А.С Лавриненко // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2015. № 4 (185). С. 65 – 72.
  2. Interaction Conditions of Improvement in the System «wheel – rail» / V.V. Shapovalov, N.I. Boiko, A.Ch. Erkenov, A.L. Bykadorov // Intern. J. of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Vol. 11, nо. 23 (2016), pp. 11442 – 11447.
  3. The Dynamic Monitoring of Friction Systems / V.V. Shapovalov, P.N. Scherbak, N.I. Boiko, A.L. Ozyabkin, A.Ch. Erkenov // Intern. J. of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Vol. 11, nо. 23 (2016), pp. 11421 – 11427.
  4. Озябкин А.Л., Колесников И.В., Харламов П.В. Мониторинг триботермодинамики фрикционного контакта мобильной трибосистемы // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2012. № 3. С. 25 – 36.
  5. Пат. 2479455 РФ, МПК В61К3/02. Способ рельсосмазывания.
  6. Фейзов Э.Э. [и др.] Разработка инновационной технологии лубрикации в системе «колесо – рельс» на базе наноматериалов // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2011. № 10. С. 39 – 41.
  7. Майба И.А., Глазунов Д.В., Ананко А.М. Фрикционные материалы специального назначения для зоны контакта «Колесо-рельс». ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. 124 с.
  8. Браун Э.Д., Евдокимов Ю.А., Чичинадзе А.В. Моделирование трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982.
  9. Структура и свойства фрактальных кластеров / Г.И. Шульга, Е.В. Скринников, Т.Г. Шульга, М.А. Васильев // Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохимии, материаловедении и мехатронике: сб. науч. статей по материалам 13-й Междунар. науч.-практ. конф. г. Новочеркасск 19 ноября 2014 г. / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) им. М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015. С.40 – 43.
  10. Исследование состава технологического твердого порошкового смазочного материала ПСМ-2 / Г.И. Шульга, А.В. Астахов, Е.В. Скринников, М.А. Васильев, Б.Н. Васильев // Новые материалы и технологии их получения: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. г. Новочеркасск, 15 октября 2014 г. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ) им. М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014. С. 13 – 18.
  11. Фейзов Э.Э. [и др.] Устранение триботермоповреждений колес подвижного состава // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2015. № 4(185). С. 65 – 72.