Научный журнал
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. 2016; 1: 15-19

 

http://dx.doi.org/10.17213/0321-2653-2016-1-15-19

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕМПОРАЛЬНЫХ И СЛУЧАЙНЫХ ГРАФОВ

А.Н. Иванченко, Ван Нгон Нгуен, А.Ю. Шайда

Иванченко Александр Николаевич – канд. техн. наук, профессор, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: ian2008.52@mail.ru

Нгуен Ван Нгон – аспирант, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники» кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: ngon_npi@mail.ru

Шайда Алексей Юрьевич – ст. преподаватель, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники» кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: alexsey_@mail.ru

 

Аннотация

Предложена графовая модель образовательной программы, состоящей из учебных объектов, связанных отношениями предшествования-следования и условиями допуска к следующему учебному объекту по результатам аттестации по предшествующему объекту. Использованы темпоральные графы, позволяющие учитывать изменения топологии, обусловленные как «сокращением» графа в результате успешного освоения учебных объектов, так и локальным его расширением из-за необходимости повторных тестирований вследствие «сгорания» баллов с течением времени. Разработан эвристический алгоритм выбора очередного учебного объекта, эффективность которого продемонстрирована на имитационной модели. Предложен оригинальный алгоритм генерации случайных графов в ярусно-параллельной форме, которые использованы для верификации имитационных моделей.

 

Ключевые слова: электронное обучение; образовательная программа; учебный объект; моделирование; темпоральный граф; функция наличия; функция латентности; случайный граф.

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

1. Thanassis Hadzilacos, Dimitris Kalles, Dionysis Karaiskakis, Maria Pouliopoulou. Using Graphs in Developing Educational Material // Proceedings of the 2nd International Workshop on Building Technology Enhanced Learning Solutions for Communities of Practice. TEL-CoPs'07. Sissi, Lassithi Crete. Greece, 18 September, 2007. URL: http://ceur-ws.org/Vol-308/paper04.pdf (дата обращения: 20.11.2015).

2. Remco van der Hofstad. Random Graphs and Complex Networks. Vol. I. Department of Mathematics and Computer Science Eindhoven University of Technology. 2015. 336 p.

3. Иванченко А.Н., Нгуен Ван Нгон. Имитационное моделирование процесса освоения модульной образовательной программы // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2015. № 3. С. 28 – 33.

4. Arnaud Casteigts, Paola Flocchini, Walter Quattrociocchi, Nicola Santoro. Time-Varying Graphs and Dynamic Networks // Proc. 10th International conference on Ad Hoc and Wireless Networks (ADHOC-NOW 2011) July 18 – 20, 2011, Paderborn, Germany. URL: http://arxiv.org/pdf/1012.0009.pdf (дата обращения: 20.11.2015).

5. Колчин В.Ф. Случайные графы. М.: Физматлит, 2004. 256 с.

6. Райгородский А.М. Модели случайных графов. М.: МЦНМО, 2011. 136 с.

7. Поспелов Д.А. Введение в теорию вычислительных систем. М.: Сов. радио, 1972. 280 с.

8. Курганская Г.С. Модель представления знаний и система дифференцированного обучения через Интернет на его основе // Изв. Челябинского науч. центра УрО РАН. 2000. № 2. С. 84 – 88.