http://dx.doi.org/10.17213/0321-2653-2016-1-63-70
ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДАВЛЕНИЯ ШУМА НА СОРТИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ
Шаповалов Владимир Владимирович – д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: tmt@rgups.ru
Майба Игорь Альбертович – д-р техн. наук, профессор, декан, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: mia@rgups.ru
Mуртазаалиев Руслан Муртазаалиевич – аспирант, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: rus-mur11@mail.ru
Корниенко Роман Андреевич – аспирант, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: kornienkoroman23@mail.ru
В процессе работы сортировочных горок сети ОАО «РЖД» при взаимодействии рабочих органов фрикционных замедлителей типа ВЗПГ с колесами сортируемых грузовых вагонов возникают интенсивные фрикционные автоколебания. Для решения данной трибологической задачи на базе методов физико-математического моделирования были выполнены модельные исследования по созданию и оптимизации рецептур ряда шумоподавляющих модификаторов трения (МПТ-Ф). На базе комплексного долеоктавного анализа данных эксплуатационных испытаний по спектрам фрикционных автоколебаний и упруго-диссипативным составляющим трибоспектров были выбраны шумоподавляющие композиции, обладающие максимальным шумоподавляющим эффектом на проблемных диапазонах частот шумового воздействия. Выполнен анализ существующих методов модифицирования и выбран наиболее эффективный – контактно-ротапринтный. Для реализации способа разработано и испытано специальное устройство шумоподавления. В работе приведены результаты испытаний, дан сравнительный анализ эффективности разработанного устройства шумоподавления и наиболее близкого зарубежного аналога.
фрикционные автоколебания; уровень шума; трение; вибрация; сортировочные горки; физико-математическое моделирование.
[
1. Дерягин Б.В., Пуш В.Э., Толстой Д.М. Теория фрик-ционных автоколебаний с периодическими остановками // Тр. III Всесоюз. конф. по трению и износу в машинах. Т. II, М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 132 – 152.
2. Ишлинский А.Ю., Крагельский И.В. О скачках при трении // ЖТФ. 1944. Т. XIV, вып. 4-5, С. 276 – 283.
3. Демкин Н.Б., Рыжов Э.В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М.: Машиностроение, 1981. 244 с.
4. Крагельский И.В. Трение и износ; 2-е изд., перераб. М.: «Машиностроение», 1968. 480 с.
5. Озябкин А.Л. Теоретические основы динамического мониторинга фрикционных мобильных систем // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2011. № 10. С. 17 – 28.
6. Озябкин А.Л. Динамический мониторинг трибосистемы «Подвижной состав – путь» // Вестн. РГУПС. Ростов н/Д: РГУПС. 2011. № 2. С. 35 – 47.
7. Кудинов В.А. Природа автоколебаний при трении // Исследование колебаний металлорежущих станков при резании металлов. М.: Машгиз, 1958. С. 251 – 273.
8. Лубягов А.М., Корниенко Р.А, Шестаков М.М. Превра-щение энергии при станционно сортировочных работах / Тр. Междунар. науч.-практ. конф. «Транспорт-2014». Ч. 2. Ростов н/Д, 2014. С. 95.
9. Lärmreduktion direct am Gleis // Güterbahnen. 2003. № 1. S. 34 – 37.
10. Gerg N., Sharma O. Noise emissions of transit trains at curvature due to track lubrication // Indian Journal of Pure&Applied Physics, 2010. Vol. 48. P. 881 – 885.
11. Altenbaher B. The Anti-Noise and Anti-Wear Systems for Railways, World Academy of Science, Engineering and Technology. 2013. Vol. 78. P. 392 – 395.