Научный журнал
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. 2016; 3: 104-110

 

http://dx.doi.org/DOI: 10.17213/0321-2653-2016-3-104-110

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ В ОСНОВАНИЯХ ДОРОГ

Н.И. Буравчук, О.В. Гурьянова

Буравчук Нина Ивановна – канд. хим. наук, ст. науч. сотр.,  зав. лабораторией ресурсосберегающих технологий, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия. Тел. (863) 297-52-24. E-mail: burav@math.rsu.ru

Гурьянова Ольга Владленовна – науч. сотр., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия. Тел. (863) 297-52-24.

 

Аннотация

Приведена краткая минералогическая характеристика и химический состав зол, горелых пород шахтных отвалов, сталелитейных шлаков, отсевов дробления щебня, используемых в составах композиций для оснований дорог. Представлена кинетика набора прочности рекомендуемых для оснований дорог композиций. Приведен анализ полученных прочностных показателей смесей в различные сроки твердения. Дано объяснение различий в характере набора прочности, зависящем от активности компонентов композиций. С позиций физико-химической механики объясняется формирование структур, обеспечивающих прочность композиций на разных стадиях твердения. Возможность и целесообразность использования техногенного сырья в основаниях дорог подтверждена на экспериментальном участке дороги местного значения.

 

Ключевые слова: зола уноса; горелые породы шахтных отвалов; сталелитейные шлаки; отсевы дробления щебня; активность тонкодисперсных добавок; прочность композиций

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

1. Использование зол уноса, золошлаковых смесей и шлаков тепловых электростанций в дорожном строительстве // Труды СоюзДорНИИ. М., 1975. Вып. 82. 184 с.

2. Путилин Е.И., Цветков B.C. Применение зол уноса и золошлаковых смесей при строительстве автомобильных дорог. Обзорная информация отечественного и зарубежного опыта применения отходов от сжигания твердого топлива на ТЭС. М., 2003. 123 с.

3. Михайлусов Е.А. Применение отходов металлургической промышленности в дорожном строительстве лесного комплекса: автореф. дис. … канд. техн. наук. Воронеж, 2004. 19 с.

4. Чудинов С.А., Ращектаев В.А. Исследование свойств щебеночно-песчанх смесей металлургических шлаков для устройства монолитных оснований дорожных одежд // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 63 – 68.

5. Костенко А.К. Оценка эколого-экономической эффективности использования электросталеплавильного металлургического шлака в дорожном строительстве // Вестн. Белорусского национального техн. ун-та: науч.-техн. журн. 2008. № 2. С. 65 – 72.

6. Буравчук Н.И., Гурьянова О.В., Пак Г.Н. Конструкции дорожных одежд на заполнителях из горелых пород // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2015 № 3. С. 85 – 88.

7. Буравчук Н.И., Рутьков К.И. Переработка и использование отходов добычи и сжигания твердого топлива. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1997. 224 с.

8. Михеева Т.Е., Гальченко П.П., Каплан Б.Я., Мирошниченко Е.Г. Теоретические основы выбора оптимальных составов тампонажных растворов на основе горелых пород Донбасса // Труды ВНИИОМИС. Харьков, 1978. вып. 26. С. 58 – 64.

9. Буравчук Н.И. Будницкий В.М., Бражников В.Ф. и др. Минеральные добавки из горелых пород и зол для вяжущих и бетонов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 1998. № 4. С. 70 – 74.

10. Дворкин Л.И., Дворкин О.Л. Строительные материалы из отходов промышленности. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 368 с.

11. Сиверцев Г.Н. Процессы при твердении топливных шлаков и горелых пород // Химические процессы твердения бетонов: сб. докл.. М.: Госстройиздат. 1961. С. 108 – 122.

12. Ребиндер П.А. Физико-химические представления о механизме схватывания и твердения вяжущих веществ // Труды совещания по химии цемента. М.: Промстройиздат. 1956. С. 125 – 138.

13. Книгина Г.И. Исследование адсорбционной активности горелых пород и цемянок методом фотоэлектоколориметрии // Изв. вузов. Строительство и архитектура. 1962. № 2. С. 82 – 88.