Научный журнал
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. 2020; 2: 29-40

 

http://dx.doi.org/10.17213/1560-3644-2020-2-29-40

 

ДИАГНОСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЕТКИХ ЭКСПЕРТНЫХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ ОЦЕНОК

Д.В. Гринченков, Т.В. Лобова, А.Н. Ткачев, Нгуен Фук Хау, Д.Н. Кущий, В.Д. Гринченков, Г.С. Цупко

Гринченков Дмитрий Валерьевич – канд. техн. наук, доцент, декан факультета информационных технологий и управления, зав. кафедрой «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Е-mail: grindv@yandex.ru

Лобова Татьяна Владимировна – ст. преподаватель, кафедра «Прикладная математика», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова,
г. Новочеркасск, Россия. Е-mail: qwest64@yandex.ru

Ткачев Александр Николаевич – д-р техн. наук, профессор, академик Академии транспорта России, зав. кафедрой «Прикладная математика», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Е-mail: tkachev.an@mail.ru

Нгуен Фук Хау – специалист учебного отдела, ун-т Шао-До, г. Чи Линь, Провинция Хай Зыонг, Вьетнам. Аспирант, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехни-ческий университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Е-mail: phuchauptit@gmail.com

Кущий Дарья Николаевна – ст. преподаватель, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Е-mail: dkushchiy@rambler.ru

Гринченков Валерий Дмитриевич – инженер НовоЦНИТ, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Е-mail: greench161@yandex.ru

Цупко Георгий Сергеевич – аспирант, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. Е-mail: Skaara911@gmail.com

 

 

Аннотация

Рассматривается задача диагностики профессиональных образовательных программ с использованием набора факторов, характеризующих эффективность их реализации, результативность и целевую направленность. Определяющие факторы оцениваются по результатам опроса обучаемых, преподавателей, работодателей, а также по отзывам, содержащимся в Интернете. Предложен новый подход к статистической обработке данных и интерпретации результатов опроса с использованием полученных оценок определяющих факторов и показателей, характеризующих их достоверность. Возможность применения разработанных методик для обработки полученных путем опроса данных подтверждена на тестовых задачах. Интегральные показатели, характеризующие образовательные программы по направлениям: административное управление, качество ППС, содержание, материально-техническое обеспечение, оцениваются путем свертки показателей, по отдельным факторам. При свертке используются весовые коэффициенты, найденные по результатам опроса методом парных сравнений. Управление образовательной программой выполняется путем нахождения приоритетов всех определяющих факторов и выбора из них тех, которые нуждаются в первоочередной корректировке. Эти факторы находятся как оптимальные по Парето решения сформулированной двухкритериальной задачи. Приводится пример применения разработанного инструментария для диагностики реализуемой в вузе образовательной программы и управления ею.

 

Ключевые слова: образовательная программа; диагностика; управление; определяющие факторы; наиболее вероятные оценки; статистическое усреднение; экспертные оценки; множество оптимальных решений; приоритеты управления.

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

  1. Об одном подходе к организации двухуровневой экспертной оценки / Д.В. Гринченков, А.Н. Ткачев, Нгуен Фук Хау, Д.Н. Кущий, В.Д. Гринченков, Нгуен Тхи Тху // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2019. № 4. С. 69 – 77.
  2. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие. М.: Академический проспект: Мир, 2006. 320 с.
  3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанов Г.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие. М.: «Академия», 2006. 384 с.
  4. Байденко В.И., Зантворт Ван Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.
  5. Букалова А.Ю., Харитонов В.А. Интеллектуальные инструментальные средства поддержки принятия решений в задачах управления уровнем профессиональной подготовки студентов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. 193 с.
  6. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Могильницкий С.Б., Боев О.В. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 12 – 27.
  7. Поташник М.М., Ямбург Е.А., Матрос Д.Ш. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и метод. пособие / под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2004. 448 с.
  8. Amaral A. Higher educational in the Process of integration, Clobalizing economies and mobility of students and staff // Higher education and the nation state. The international dimension of higher education / Ed. By J. Huisman, P. Maassen, G. Neave. Pergamon, 2001. P. 121 – 148.
  9. Bloom B. Handbook on formative and summative evaluation of student learning. New York, Mc Graw-Hill Book Co., 1971. 120 р.
  10. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. Bergen: ENQA, 2005. 48 р.
  11. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. М.: Мир, 1984. Т. 1. 528 с.
  12. Саати Т. Принятие решений. Методы анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 278 с.
  13. Дегтярев Ю.И. Системный анализ и исследование операций. М.: Высш. школа, 1996. 335 с.
  14. Ткачев А.Н. Методы оптимальных решений: учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т имени М.И. Платова. Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2014. 200 с.
  15. Гринченков Д.В., Кущий Д.Н. Решение задачи построения запросов в системе тематического поиска на основе распознавания частично структурированных текстов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2019. № 1. С. 10 – 16.
  16. Гринченков Д.В., Кущий Д.Н. Принципы построения программного продукта для поддержки процесса принятия решений на основе интегрированных экспертных оценок // Изв. вузов. Электромеханика. 2012. № 5. С. 69 – 73.
  17. Grinchenkov D.V. Kushchiy D.N., Shchurov A.N. One approach to the design of digital educational resources for the training of personnel in power industry / Proceedings of the International Science and Technology Conference "EastConf", 1-2 March 2019 Vladivostok, INSPEC 18724518. DOI: 10.1109/EastConf.2019.8725355.