Научный журнал
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ


ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. 2021; 4: 57-64

 

http://dx.doi.org/10.17213/1560-3644-2021-4-57-64

 

ОБОСНОВАНИЕ АДЕКВАТНОСТИ МЕТОДА ТРИБОСПЕКТРАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ ТРЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ФРИКЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «КОЛЕСО – РЕЛЬС» ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

А.Л. Озябкин, П.В. Харламов, И.С. Морозкин, В.И. Новакович

Озябкин Андрей Львович – д-р техн. наук, доцент, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия.  ozyabkin@mail.ru

Харламов Павел Викторович  – канд. техн. наук, доцент, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия.  kcharlamov@yandex.ru

Морозкин Игорь Сергеевич  – д-р техн. наук, доцент, кафедра «Технология металлов», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия.  tm@yandex.ru

Новакович Василий Иванович  – д-р техн. наук, профессор, кафедра «Путь и путевое хозяйство», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия.  pph@yandex.ru

 

Аннотация

В статье с применением методов математического моделирования, трибоспектральной идентификации процессов трения, теории автоматического регулирования и математической статистики выполнено статистическое обоснование адекватности (соответствия) получаемых частотно-временных функций метода трибоспектральной идентификации их оригиналу (математической модели). Показано, что коэффициенты детерминации и коэффициента корреляции Пирсона выше 0,8, следовательно, полученные модели фрикционной системы «колесо – рельс» тягового подвижного состава в режиме тяги по криволинейному участку пути малого радиуса можно признать достаточно хорошими.

 

Ключевые слова: моделирование, силы крипа, адекватность модели, криволинейный участок пути, критерий, сходимость результатов

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

  1. Шаповалов В.В., Сладковски А., Эркенов А.Ч. Актуальные задачи современной триботехники и пути их решения // Изв. вузов. Машиностроение. 2015. № 1 (658).
    С. 64 – 75.
  2. Колесников В.И., Озябкин А.Л., Новиков Е.С. Инновационный подход к изучению процессов трения, износа и мониторинга тяжелонагруженных трибосистем // Трение и износ. 2019. Т. 40, № 4. С. 380 – 388.
  3. Моделирование мобильных фрикционных систем: учебник / В.В. Шаповалов, П.Н. Щербак, А.Л. Озябкин, П.В. Харламов; под ред. В.В. Шаповалова. М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2020. 1147 с.
  4. Озябкин А.Л. Развитие теории и методов динамического мониторинга фрикционных систем железнодорожного транспорта: специальность 05.02.04 «Трение и износ в машинах»: дисс. … д-ра техн. наук. Ростов-на-Дону, 2014. С. 330 – 356.
  5. Особенности описания нелинейных функций при моделировании взаимодействия подвижного состава и пути в кривых участках с использованием пакета MATHCAD / В.Г. Рубан, А.М. Матва, С.А. Хачкинаян, А.М. Лященко // Сб. науч. тр. РГУПС. Технические науки. Мин. Воды, 2008. С. 108 – 114.
  6. Рубан В.Г., Матва А.М. Решение задач динамики в пакете MathCad: учеб. пособие. Ростов н/Д: РГУПС, 2009. 100 с.
  7. Metal Plating of Friction Surfaces of the “Wheel–Rail” Pair / V.V. Shapovalov, Yu.F. Migal, A.L. Ozyabkin, I.V. Kolesnikov, R.A. Kornienko, E.S. Novikov // Journal of Friction and Wear. Vol. 41. P. 338 – 346.
  8. Буйносов А.П. Теория транспортно-технологических машин: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014. 87 с.
  9. Пуш В.Э. Малые перемещения станков. Ленинград: Ленинградская типография Госгортехиздата, 1961. 123 c.
  10. Методы классической и современной теории автоматического управления. Статистическая динамика и идентификация систем автоматического управления: 2-е изд., перераб. и доп. Т.2; под ред. К.А. Пупкова, Н.Д. Егупова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. 640 с.